среда, 8 июля 2015 г.

КРЕСТОСМЫСЛИЦА  № 777:  —  «ГАМЛЕТ.  ШУТКА  ШЕКСПИРА».


«Серёжа,  а  не  маячит  ли  впереди  тень  Гамлета ?»

В. В. Астраханцев, 1973 год


(Слушай !  если  звезда,  срываясь…
Не  по  воле  дитя  с  ладьи
В  море  падает…  Острова  есть,
Острова  для  любой  любви
…)

Марина  Цветаева


к л и к а б е л ь н о !




S A P I E N T I    S A T !

1~2: — «СВЯТОЕ СЕМЕЙСТВО»  (~ SAPIENTI  SAT + SAPIENTI  SAT !)

2~3: — «О Ф Е Л И Я»  (~ СМ. ФИЛЬМ КИРЫ МУРАТОВОЙ НИЖЕ + SAPIENTI  SAT !)

1~4: — «И УМЕРЛИ В ОДИН ДЕНЬ...»  (~ SAPIENTI  SAT !)

2~5: — «ДОКТРИНА 77»  (~ SAPIENTI  SAT !)

3~6: — «БЕДНЫЕ ЙОРИКИ: “ПИДР”»  (~ SAPIENTI  SAT + СМ. ТЕКСТ НИЖЕ !)

4~5: — «ВОЛШЕБНЫЙ НАПИТОК»  (~ SAPIENTI  SAT !)

5~6: — «THRASH = МУСОР»  (~ SAPIENTI  SAT !)

4~7: — «КОВАРСТВО И ЛЮБОВЬ: “СУПРУЖЕСКАЯ ИЗМЕНА” & “СМЕРТЬ-в-ЛЮБВИ”»
(~ СР. SAPIENTI  SAT + «СМЕРТЬ ИЗОЛЬД» !)


5~8: — «ЛЮДИ ГИБНУТ ЗА МЕТАЛЛ»  (~ SAPIENTI  SAT + «666»: SAPIENTI  SAT !!!)

6~9: — «НАПРИМЕР: “НЕПОРОЧНОЕ ЗАЧАТИЕ”»  (~ SAPIENTI  SAT !)

7~8: — «ОСТРОВА “ДЛЯ ЛЮБОЙ ЛЮБВИ”»  (~ СМ. ЭПИГРАФ + «ИНДОНЕЗИЯ» !)

8~9: — «НАПРИМЕР: “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ ПО-ИНДОНЕЗИЙСКИ”»  (~ SAPIENTI  SAT !)

к л и к а б е л ь н а !

... Ну что мог сделать король? Как он мог бы повлиять тут на Гамлета? Ведь все прекрасно знают, как Гамлет к нему относится!

Кстати. А как он к нему относится? Как Гамлет относится к королю? Ну, он его презирает. Еще ненавидит. И еще он хочет его убить.

Правильно. А почему? Ну, потому что он отравил его отца. Потому что он обманом женился на Гертруде. Потому что он преградил Гамлету дорогу к трону. Потому что он спит с Офелией. А еще потому, что Гамлет... любит его!

Да, Гамлет любит его!

Гамлет любит его, а он... бросил Гамлета! Бросил, женившись на Гертруде, расчетливо променяв доверчивого возлюбленного на его же собственный трон. И теперь Гамлет должен убить своего неверного возлюбленного...

Вот она, эта надоевшая загадочность фабулы пьесы, таинственность которой на протяжении всех столетий и несмотря на все существующие версии по-прежнему продолжают отмечать шекспироведы!

Вот она, настоящая трагедия, которая, как и всякая настоящая трагедия, всегда имеет отношение исключительно к личным человеческим чувствам, а не к каким-то там надуманным философским моралям, правильным нравственностям и общественно-порицаемым поступкам в виде поспешной женитьбы.

Да, именно король является тайной любовью Гамлета, его мучительной и с некоторых пор безответной страстью. Именно из-за него у Гамлета вот уже почти два месяца мрачное настроение. Это из-за его внезапно открывшейся связи с Гертрудой посещают Гамлета мысли о самоубийстве. Это ему адресует Гамлет слова о том, что никакие внешние "знаки скорби не выразят" его настоящих чувств, потому что то, что в нем, "правдивей, чем игра". Это из-за него меняется содержание клятвы на мече. Это его при первом же случае клеймит он последними словами, словно пытаясь таким способом изжить из сердца недостойное чувство. Это его принц бешено ревнует к Офелии. Это его Гамлет должен убить — и тем самым исполнить клятву, данную духу...

Признаки этой любви, ее косвенные и весьма изящные доказательства разбросаны буквально по всей пьесе. Намеки на гомоэротическую трактовку происходящего едва ли не откровенно пронизывают текст насквозь — и тут же тщательно (хотя и довольно прозрачно) маскируются под совершенно иные вещи. И этому тоже есть убедительное объяснение.

Теперь становится абсолютно ясно, почему в истории с подложным письмом король не верит, что Гамлет, по версии Полония, сошел с ума из-за страсти к Офелии. "По-вашему, он прав?" — спрашивает он королеву. И даже получив достаточно утвердительный ответ, все равно продолжает сомневаться и требует доказательств получше.

Становится абсолютно логичным и все поведение принца:

— его хмурый, печальный вид в самом начале пьесы (следствие безрезультатной ревности к Гертруде, которая наслаждается любовью с королем);

— его бесконечные оскорбительные выпады в сторону короля (попытка изжить бесполезную страсть);

— его постоянные разговоры о короле при первой возможности;

— его поведение с Полонием, которого он считает виноватым в том, что его любимый нашел себе новое развлечение, о котором он вынужден знать и терзаться;

— его легкое расставание с Офелией;

— его чрезмерно язвительное обращение с Офелией, говорящее о бешеной ревности.

— его беготня от Призрака в момент клятвы на мече (совершенно лихорадочная реакция: голос Призрака мучителен для него, и пытаясь от него убежать, он словно пытается убежать от себя, от неумолимости свершившегося и неотвратимости грядущего).

Становится абсолютно понятной и страстная, чрезвычайно нервическая готовность принца немедленно расправиться с королем, когда Призрак сообщает ему правду, однако тут же переходящая в полное, едва ли не апатичное бездействие — в бездействие до неприличия, в чем и сам Гамлет начинает давать себе наконец полный отчет.

Это бездействие до сих пор удивляет исследователей, которым и в голову не приходит, что Гамлет, и без того замученный безнадежной страстью к королю, а потом и непрекращающейся ревностью, теперь еще и остается один на один со страшной дилеммой: убить любимого и тем самым облегчить страдания призрака или стать клятвопреступником и тем самым обречь дух отца и себя на вечные муки.

В этом контексте даже название включенной пьесы "Мышеловка" также становится понятно двухслойным: в мышеловке оказался именно Гамлет.

Становится до забавного понятной даже такая маленькая деталь: почему при встрече с актерами больше всего внимания — и это намеренно заметно! — Гамлет с удовольствием уделяет юноше, который играет на сцене женщин, а в театрах того времени женские роли исполнялись симпатичными юношами: "Вас ли я вижу, барышня моя? Царица небесная, вы на целый венецианский каблук залетели в небо с нашей последней встречи! Будем надеяться, что голос ваш не фальшивит, как золото, изъятое из обращения".

© Наталья Воронцова-Юрьева, 2004.  «Гамлет.  Шутка Шекспира.  История любви».




         

Комментариев нет: