воскресенье, 15 сентября 2013 г.

ПЯТНИЦА:  —  Жизнь в режиме «О Т Н Ы Н Е»:  Anton Bruckner.

BRUCKNER: — Complete Symphonies (Г. Рождественский).



A U D I O  —  О Т Н Ы Н Е:

Пятница: — Брукнер,  Малер,  Р. Штраус.


Что касается Рождественского, то его исполнение симфоний Брукнера очень отличается от среднестатистического. У Рождественского Брукнер воспринимается абсолютно как композитор ХХ века; как композитор, сочинявший примерно в одно время с Шостаковичем (и, вероятно, слышавшим некоторые его симфонии, и не исключено, что лично знакомого с ним!).

Пожалуй, ни в одном другом исполнении такое сравнение в голову прийти не может. Более того, именно в трактовке Рождественского становится очевидным вся непохожесть Брукнера на Малера (очень часто можно услышать мнение, что Малер во многом последователь Брукнера, но это совершенно неверно на самом деле, и, пожалуй, именно Рождественский наиболее убедительно это доказывает, когда исполняет брукнеровские симфонии).

Георгий Дорохов: «Брукнер — архаист, Брукнер — консерватор, Брукнер — вагнерианец…»


к л и к а б е л ь н о : — lossless-раздача на rutracker.org

                  

Узнаю тебя, Смерть! Принимаю!
И приветствую звоном щита!

БРУКНЕР СОЗДАЛ ОДНУ-ЕДИНСТВЕННУЮ СИМФОНИЮ
БЕЗ НАЧАЛА И КОНЦА

NB-1) Номера его симфоний: ... No. -1, No. 0 (Null), No. 1, No. 2, No. 3, No. 4, No. 5, No. 6, No. 7, No. 8, No. 9 (неоконченная) ...

NB-2) И мне, «торчащему здесь битый час / уже казаться начинает, будто / не разные красавицы внизу / проходят мимо, но одна и та же. » (Иосиф Бродский)

NB-3) «Я завещаю рукописи... симфоний (числом 8; Девятая, даст Бог, скоро будет окончена) ... ———»

Но, как говорится, человек предполагает, а Бог располагает... Бог не дал. Так что, сама идея завершения Девятой Брукнера — идея ложная, «от лукавого».

NB-4) Без начала и конца. Можно слушать в произвольном порядке и с любого места.

NB-5) Бог-Отец-Вагнер. Вот как описывает сам Брукнер свою последнюю встречу с Вагнером: «…Когда мой кумир протянул мне руку, я пал на колени, сжимая и целуя длань полубога и сказал: «О, Мастер, Я молюсь на Вас!!!»» Вагнер приветствовал его словами: «Я знаю единственного достойного последователя Бетховена — и это Брукнер!» Вагнер тут слукавил: знал он, что Бетховен написал много «разных музык» (и сам он – тоже), Брукнер же «одну-единтвенную».

NB-6) Чтобы правильно исполнять его, необходимо иметь ту же структуру личности. Т.е., недостаточно быть просто артистом, даже и великим, даже Тосканини (!)

NB-7) Узнаю тебя, Смерть! Принимаю! «Нам известно, что он еще ребенком сопровождал патера Виндхаага во время посещений умирающих, и с отрочества ему был знаком трепет и ужас перед смертью. Впервые мы узнаем о его мистическом отношении к смерти в связи с самоубийством Иоганна Баптиста Вайса, у которого Брукнер в 1836 и 1837 годах брал первые уроки музыки в Хершинге. Повинуясь необъяснимой тяге к усопшим и испытывая почтение к покойному, Брукнер предпринял серьезные усилия, чтобы приобрести череп самоубийцы. Во время эксгумации останков Бетховена и Шуберта и перенесения их с кладбища Верингер на Венское центральное кладбище, в которых он непременно желал участвовать, ему удалось потрогать сильно разложившиеся трупы, а относительно хорошо сохранившиеся волосы Шуберта Брукнер даже поцеловал. После пожара в «Ринг-театре», унесшего много человеческих жизней, он сразу посетил анатомический театр, где получил возможность поближе рассмотреть обугленные трупы. Другой пример связан с потрясшим его сообщением о казни короля Максимилиана в Мексике в 1867 году. Когда Брукнер узнал о том, что тело Максимилиана перевозят в Вену, он срочно послал из Линца своему другу Вайнвурму письмо следующего содержания: «Я хочу любой ценой увидеть тело Максимилиана. Будь любезен, Вайнвурм, постарайся узнать, можно ли будет видеть тело, то есть, будет ли оно выставлено в открытом или застекленном гробу, или же в закрытом. Срочно телеграфируй мне, чтобы я не опоздал. Я настоятельно прошу об этом!» Для Брукнера было странным удовольствием получить на ужин шницель, приготовленный тз того же мяса, из которого готовили последнюю трапезу для приговоренного к смерти Гуго Шенка; после этого ужина он всю ночь молился о душе смертника, которого должны были казнить на следующее утро. Эта своеобразная черта характера Брукнера содержала компоненты садизма и мазохизма, магическая притягательная сила которых толкала его на подобные действия, за которые он должен был расплачиваться последующими приступами страха.» (Антон Нормайр — «Медицина и музыка»)

«…Тело моё, набальзамированное в соответствии с указаниями, данными выше, должно быть положено в двойной металлический гроб, внутренняя часть которого должна быть снабжена застеклённым окошком в том месте, где будет расположено лицо, а гроб должен быть свободно установлен в склепе под большим органом. Только в случае, если непредвиденные обстоятельства не позволят установить гроб свободно в склепе, его следует поместить там же в могиле, облицованной камнем и прикрытой каменной же плитой, но ни в коем случае не засыпанной землёй. Быть погребённым на открытом кладбише монастыря св. Флориана я не желаю…» (из дополнения к завещанию Брукнера)

"Anton Bruckner arrives in Heaven". Bruckner is greeted by (from left to right):
Liszt, Wagner, Schubert, Schumann,
Weber, Mozart, Beethoven, Gluck,
Haydn, Handel,
Bach.
(Silhouette drawing by Otto Böhler)

Комментариев нет: