пятница, 9 ноября 2012 г.

Б О Б О К : — «Чатургия и Бобок» & & & & & «Чат как драма».


Чатургия и Бобок

1. Enter

Слышу - звуки глухие, как будто рты закрыты подушками; 
и при всем том внятные и очень близкие. Очнулся, присел и стал внимательно вслушиваться.
   

Достоевский, Обильно цитируемое ниже произведение

Ходил развлекаться - попал на чаты. Все вокруг говорят про чаты. Вот и я зашел.
Сперва глядел на чатопись, моргая, как сельский дурень у переполненых витрин в большом городе. И казалось, никогда не пойму, о чем речь. И еще: как, каким загадочным образом - на этом маразме - можно зависнуть? Ну прыгают реплики, хаотичные и невнятные, не совсем по-русски.
А потом разговорился, включился - и поехало (или поехала - крышка моя).
Увлекся - поначалу поиском тактик завоевания популярности (рецепт прост, как валенок, - болтать как можно больше и заговаривать со всеми). Поигрался в разные социовиртуальные игры: завоюй сто друзей; все дэвушки - твои; кто тут самый умный... Плывучи в мутном потоке - мне-как-участнику увлекательно. Просидел свои часы, барабаня комп-знаки о чем-то, - вскинул голову от монитора и удивился... Ночь вокруг, в голове гудит компьютер, а я - подлипши.
Вернулся на другой-третий день, еще поигрался-помучился... Погружаешься как в сон - выйдешь - отряхнешься - задумаешься. И назавтра опять...
Днем об этом вспоминается - какие-то чувствочки испытываешь, не слишком сильные, но настоящие (видал такую рекламу: типа "общение виртуальное - чувства настоящие"). И еще подспудные чувства к этим чувствам: "Ну не дурилка ли я, а?"
Наконец, порастратившись (деньги-часы-силы-самоуважение), заметил - поднадоело мне это (цитирую одно из своих рабочих определений чата) растворимое текстуально-драматическое общение малой интенсивности и среднетяжелой асоциальности, вызывающее гамму слабых, но вполне реальных чувств - с привкусом вины.
Стал осмыслять.
Ведь и ежу ясно, интеллектуального там ничего нету и в помине - ну, не считая самого меня плюс одного объявления: Найди друзей! Обогатись духовно! (Интеллектуальные знакомства).
Там - одно эмоциональное, ничего боле. А на что ж я-то, умный, клюю?
Подумал - и вот надумал кой-чо.

2. Настольная драматургия

Мы область призраков обманчивых прошли;
Мы пили чашу сладострастья.

Батюшков

Блин, да это ж почти Ли-те-ра-ту-ра - причем ты и соавтор, и один из главных героев, поскоку тут слово = действие; а из прочих действий там остается - только разве что войти в чат или уйти из. Думал я, думал, на что похож сей жанр. Беллетристика, дискотека, цирк, текст, спорт..? И вот - находка - самой статьи не читал, удовольствовался заголовком: "Чат как драма". Слово найдено! Или скорее - драматургия, причем - настольная, растворимая вполне.
И впрямь, весьма похоже на драму с укороченными репликами... Ты пишешь диалоги за одного персонажа, заодно его же и играешь, что в чате просто совпадает.
Особое галлюциноморфное раздвоение заключается в наблюдении за своим же поведением на страницах монитора: сказал (=сделал) - и тут же читаешь, что же ты сказал, что ответил(а) - скобки тут есть просто дань политкорректности, я общался только с Ж.
Драма начинается с вешалки. Скорее, наоборот, с туалета - в приличном старинном смысле слова. Моя тамошняя одежка, меня скрывающая-раскрывающая - ник. И уже придумывать ники - увлекательно (создал штук 15-20).
Нередко встреча двух ников развертывается по заранее заданному сюжету. Иногда же роковой сюжет нарушается. Как первое, так и второе - вполне драматично. (Специально учился избегать встреч с никами, чреватыми скучным сюжетом, и нарушать правила жанра.)
Кстати о скучном: хотел я украсить сии размышления подлинными транскриптами чатов. Оказалось - нет скучнее чтения на свете. Интересно все это - только изнутри, когда это твоя деятельность или действо. И - только в момент исполнения. И лишь участвующий читатель-наблюдатель способен это одолеть, погрузившись туда с ушами. Там все ведь - про тебя да про твои слова. Так что ты - не только со-автор и герой, но и со-читатель...
Взыграло мое пишущее Я - поскоку чат почти ограничен этим, рукописными репликами. (Там еще есть графические аляповые смайлики - гадость, с устойчиво дурной - от чата к чату - эстетикой - .) Эротически-микрополитическая проза. Или - краткие стишки-односекундки. Вольготно мне было, поскоку я чек вполне вербальный.
Кто-то немедленно тебя читает и сразу отвечает (завидуйте, писатели прочих жанров!). Может, думал я, драматургическая дхарма моей реальной жизни - лишь поиск читателя, ценителя моего стиля? А чатение - особый род творчества, где словесная игра есть действие, в спецкарнавальном поле (тут, кстати, словечко "карнавал" влечет тяжелую цепочку ассоциаций: Бахтин-ФМД-"Бобок". Ниже этим ассоциациям будет оказано должное почтение).
Но вот одна незадача - со временем стало мне все больше казаться, что соавторы-партнеры фиговые (плохому танцору..?). Или не то что фиговые, а все хочут чего пореальнее, и это убивает текстуальность ну наповал. Или - нефиговые сюда просто не ходют? Народная ведь такая гулянка. Иногда тутошняя чат-культура вызывает тошноту - тоже, впрочем, настольную, несмертельную...

3. Психодрамка: вечная юность - или ну ее на фиг

Есть бытие; но именем каким
Его назвать? Ни сон оно, ни бденье;
Меж них оно, и в человеке им
С безумием граничит разуменье.

Боратынский

Ну вот, а еще это немного - психодрама. Скажем, чат как нереализованные пубертатные (и до того) вдохновения. Я в самом деле накинулся на оный, как не столько похотливый, сколько охочий до нового experience'а подросток. И - очень удобно, подручное общение, психотренинговая площадка не вылезая из-за стола. Получаешь порции пищи для самопознания, не прибегая к платным услугам всяких психодеев.
Вопросики посещали: Чо хочу? Почему, например, почти не заговариваю с мужиками? Почему тот ник дюже привлекателен, а этот нет? Почему (касательно ников) я не заговорю с Принцессой_Дождя, а заговорю с любым сельхоз животным женского рода (типа Хрюшки_сероватой)? Эстетика или эротика? Почему я пишу в одном случае ложь, а в другом - правду?
Так это еще и - скромный подручный инструмент самопознания. Достаточно освобожденный тут от ответственности, я регрессирую - и тараканами выползают на монитор свободные ассоциации, как в психоанализе. И я могу искать свою идентичность, могу с ней экспериментировать (а почему, кстати, мне мерзит мысль переменить пол на какой-нибудь другой?)...
Короче, кое-что я понял про себя, а чо понял - не скажу (нек-рые вещи меня прямо удивили). И еще: наблюдающему Я так удобно наблюдать, чо делаешь - на экране (можно, теоретически, даже все записать и потом исследовать, но это уже при мазохизме выше среднего).
Как и психодрама (и ваще терапевтическая ситуация), чат есть состояние измененного сознания. Где явь смешивается со сноподобным бытием - что особенно красиво звучит на фоне реального недосыпа, связанного с дешевизной коннекта в ночное время...
Но все равно - надоедает, остоедает.
На практике, карнавал как-то неизбежно должен кончиться похмельем. Карнавал - от слова caro - плоть, кстати. А с плотью там, в чатах, как? А с плотью - негусто.
А именно: там тебе предлагают выпить, но виртуальное вино - это дурновкусие. И растворимая любовь отдает надувным Платоном и аидом-шеолом. И даже то, что мне сначала нравилось, - что чо бы ты ни наделал, тебе тут морду никто не будет бить, - и это, если вдуматься, дурно. Ибо что за отношения, пусть даже и игра, без хоть какого-то риска?! И эта достоевская искренность, искренность подвыпившего незнакомца-пассажира, обеспечиваемая защитой реальной жизни от оглашения. (Я знаю, что для многих young people это не совсем так - совсем не так, - они неуклюже стремятся совершить переход в реал, но я ведь говорю про себя.) Не отсюда ли стойкий привкус вины, самое стабильное из сопровождающих мою чатургию чувств? Коли я там не ищу реального - то и остаюсь на бобах.

4. Бобок-с

- Да поскорей же, поскорей! Ах, когда же мы начнем ничего не стыдиться!
- Ох-хо-хо! воистину душа по мытарствам ходит! - раздался было голос простолюдина, и...

Достоевский, Бобок

И нашел-таки я адекватную замену нечитабельной невнятице чатских разговоров - притом в отображении классика: лексика, правда, иная, зато дух (душок-с) - похожий, типа с вдохновением и гнильцой. Федор Михалыч, "Бобок":
- Скучновато, однако, - заметил его превосходительство.
- Скучновато, ваше превосходительство, разве Авдотью Игнатьевну опять пораздразнить, хи-хи?
Так завязывается эта драматургия, чат недоумерших покойников. Тут, у классика, есть все, что вы хотели узнать про чаты, но боялись... Присевший, даже, кажется, прилегший на надгробную плиту алкоголический герой сперва натыкается на самую натуральную виртуальную игру в карты на Смоленском кладбище (читайте оригинал!). В самом деле, много тут знакомых до боли мотивов.
- Ах, какой мерзкий! Только я все-таки рада; вы не поверите, Клиневич, не поверите, какое здесь отсутствие жизни и остроумия.
Подписываюсь под последними словами, Ф.М. очень прав.
И далее, и узнаваемо:
- Авдотья Игнатьевна, - заговорил льстивый чиновник - Подождите капельку, новенькие заговорят.
- А молодые люди есть между ними?
- И молодые есть, Авдотья Игнатьевна. Юноши даже есть.
- Ах, как бы кстати!

И даже соответствующий ароматец загробно-виртуального эротизма...

- Бьюсь об заклад, что он уже пронюхал Катишь Берестову!
- Какую?.. Какую Катишь? - плотоядно задрожал голос старца.
- А-а, какую Катишь? А вот здесь, налево, в пяти шагах от меня, от вас в десяти. Она уж здесь пятый день, и если б вы знали, grand-pere, что это за мерзавочка... хорошего дома, воспитанна и - монстр, монстр до последней степени! Я там ее никому не показывал, один я и знал... Катишь, откликнись!
- Хи-хи-хи! - откликнулся надтреснутый звук девичьего голоска, но в нем послышалось нечто вроде укола иголки. - Хи-хи-хи!
- И блон-ди-ночка? - обрывисто в три звука пролепетал grand-pere.
- Хи-хи-хи!
- Мне... мне давно уже, - залепетал, задыхаясь, старец, - нравилась мечта о блондиночке... лет пятнадцати... и именно при такой обстановке...

Угу, педофилический (везде разбросанный у Достоевского) мотив - безопасное выполнение желаний респектабельных старцев. Правда, в наше время возрастная граница предмета вожделений очень уж резко опустилась. (А кстати, раз уж речь о литературе, - вопрос: какое произведение В.Набокова является одним из самых популярных источников ников в чатах? Не знаете? Подсказка: на букву Л.)
И соответственная искренность - защищенная анонимностью (в случае "Бобка" - просто необратимым отключением от офлайнового бытия):
- Ах, как я хочу ничего не стыдиться! - с восторгом воскликнула Авдотья Игнатьевна.
- Слышите, уж коли Авдотья Игнатьевна хочет ничего не стыдиться...
- Нет-нет-нет, Клиневич, я стыдилась, я все-таки там стыдилась, а здесь я ужасно, ужасно хочу ничего не стыдиться!
- Я понимаю, Клиневич, - пробасил инженер, - что вы предлагаете устроить здешнюю, так сказать, жизнь на новых и уже разумных началах.

И своеобразное измененное состояние сознания, угар участников создающейся виртуальной тусовки, нарастающее желание оттянуться на новых и разумных началах...
- Обнажимся, обнажимся! - закричали во все голоса.
- Я ужасно, ужасно хочу обнажиться! - взвизгивала Авдотья Игнатьевна.
- Ах... ах... Ах, я вижу, что здесь будет весело; я не хочу к Эку!
- Нет, я бы пожил, нет, знаете, я бы пожил!
- Хи-хи-хи! - хихикала Катишь.
- Главное, что никто не может нам запретить, и хоть Первоедов, я вижу, и сердится, а рукой он меня все-таки не достанет.

Нет, на фиг классику, реальный чат, конечно, лучше этого мертвецкого, из реального еще можно выйти, можно надеяться:
Побываю в других разрядах, послушаю везде. То-то и есть что надо послушать везде, а не с одного лишь краю, чтобы составить понятие. Авось наткнусь и на утешительное.
В поисках утешительного я в самом деле побывал там и сям. Везде похоже.
И везде сопровождал меня, как тень, еще один голос, из глубины (de profundis), не из монитора, но тоже как бы мой:
- Ох-хо-хо! воистину душа по мытарствам ходит! - раздался было голос простолюдина, и...
Вот так.
Снесу в РЖ. (Там одного автора совсем непонятный текст вывесили.) Авось напечатают.


Комментариев нет: