воскресенье, 25 марта 2012 г.

КРОССЕНС №11: — Ч т о   е с т ь   и с т и н а ?


Отъ сего, что поэтъ есть творитель не наслѣдуетъ того, что онъ лживецъ: ложь есть слово противъ разума и совѣсти, но поэтическое вымышленiе бываетъ по разуму такъ, какъ вещь могла и долженствовала быть.

Тредьяковскiй.



1~2: — «Фауст» Гёте

2~3: — «люди гибнут за металл»

1~4: — «Мастер и Маргарита» (роман Булгакова)

2~5: — Германн («профиль Наполеона, а душа Мефистофеля»)

3~6: — динарий




4~5: — Эпиграф к стихотворению А. С. Пушкина «Герой»

Г Е Р О Й
(стихотворение А. С. Пушкина)

                                                                Что есть истина? 

               Д р у г.
 
Да, слава в прихотях вольна. 
Как огненный язык, она 
По избранным главам летает, 
С одной сегодня исчезает 
И на другой уже видна. 
За новизной бежать смиренно 
Народ бессмысленный привык; 
Но нам уж то чело священно, 
Над коим вспыхнул сей язык. 
На троне, на кровавом поле, 
Меж граждан на чреде иной 
Из сих избранных кто всех боле 
Твоею властвует душой?
 
               П о э т.
 
Все он, все он — пришлец сей бранный, 
Пред кем смирилися цари, 
Сей ратник, вольностью венчанный, 
Исчезнувший, как тень зари.
 
               Д р у г.
 
Когда ж твой ум он поражает 
Своею чудною звездой? 
Тогда ль, как с Альпов он взирает 
На дно Италии святой; 
Тогда ли, как хватает знамя 
Иль жезл диктаторский; тогда ль, 
Как водит и кругом и вдаль 
Войны стремительное пламя, 
И пролетает ряд побед 
Над ним одна другой вослед; 
Тогда ль, как рать героя плещет 
Перед громадой пирамид, 
Иль, как Москва пустынно блещет, 
Его приемля, — и молчит?
 
               П о э т.
 
Нет, не у счастия на лоне 
Его я вижу, не в бою, 
Не зятем кесаря на троне; 
Не там, где на скалу свою 
Сев, мучим казнию покоя, 
Осмеян прозвищем героя, 
Он угасает недвижим, 
Плащом закрывшись боевым. 
Не та картина предо мною! 
Одров я вижу длинный строй, 
Лежит на каждом труп живой, 
Клейменный мощною чумою, 
Царицею болезней... он, 
Не бранной смертью окружен, 
Нахмурясь ходит меж одрами 
И хладно руку жмет чуме 
И в погибающем уме 
Рождает бодрость... Небесами 
Клянусь: кто жизнию своей 
Играл пред сумрачным недугом, 
Чтоб ободрить угасший взор, 
Клянусь, тот будет небу другом, 
Каков бы ни был приговор 
Земли слепой...
 
               Д р у г.

         Мечты поэта — 
Историк строгий гонит вас! 
Увы! его раздался глас *,— 
И где ж очарованье света!
 
               П о э т.
 
Да будет проклят правды свет, 
Когда посредственности хладной, 
Завистливой, к соблазну жадной, 
Он угождает праздно! — Нет! 
Тьмы низких истин мне дороже 
Нас возвышающий обман... 
Оставь герою сердце! Что же 
Он будет без него? Тиран...

Друг.

Утешься ........................................................
 

29 сентября 1830 
Москва.

* Mémoires de Bourrienne. (Прим. Пушкина.).

NB-1) «Что есть истина?»риторический вопрос Понтия Пилата, но выставленный в качестве эпиграфа вопрос этот обязывает автора дать на него вразумительный ответ. А что мы имеем? — «Поэт», отвечая «Другу», рисует ослепительную картину посещения Наполеоном (=«Героем») чумного лазарета, выявляя таким образом беспредельный героизм своего «Героя», а «Друг», вместо того, чтобы пасть ниц или хотя бы отдать честь, ссылается на изыскания какого-то строгого историка (= Mйmoires de Bourrienne), заявившего, что в действительности ничего подобного не было и быть не могло. Картина, нарисованная «Поэтом», получает статус «мечты», «легенды» и уже никого не ослепляет. Кроме самого «Поэта», который теперь проклинает «правды свет» и, переименовав его в «тьму низких истин», начинает проповедь «возвышающих обманов». Ну? и что ж есть истина после «этого всего»?.. Тем более, что это и не всё ещё, ибо есть ещё — «ещё страшней, ещё чудней» — авторская подпись под этим стихом: 29 сентября 1830, Москва. Странная подпись, ибо из достоверных источников узнаём, что в этот день Пушкин этого стиха не писал и в Москве не был.

Итак: что есть истина?
Вопрос, оставшийся без ответа?..
Но у Пушкина так не бывает.
Вопрос задан.
И ответ — дан.

NB-2): по определению В. Даля, например, «истина» «всё что верно, подлино, точно, справедливо, что есть. Всё, что есть, то истина; не одно ль и то же есть и естина, истина?» Короче: истина = естина («в русском её разумении»). А и ещё: «…это — «живущее», «живое существо», «дышущее»… Истина, как существо живое по преимуществу, — таково понятие о ней у русского народа. Нетрудно подметить, что именно такое понимание истины образует своеобразную и самобытную характеристику русской философии» (П. А. Флоренский — выдающийся русский мыслитель и священник).

NB-3) Cтихотворение «Герой» родилось как отклик на проповедь свт. Филарета в связи с приездом императора Николая I в зараженную холерой Москву.

NB-4) «... делает честь государю, которого искренно люблю и за которого всегда радуюсь, когда поступает он умно и по-царски». (из письма Плетнёву 24 февраля 1831 г. Из Москвы в Петербург.).




5~6: — «кесарево кесарю»

4~7: — истина

5~8: — Святая Елена

6~9: — кесарево сечение

7~8: — Православие

8~9: — монета


Комментариев нет: