четверг, 28 июня 2012 г.

НОРМАН ЛЕБРЕХТ №11: — Шесть сюит Баха для виолончели соло
(Пабло Казальс, 1939) + Энрико Майнарди, Янош Штаркер.



Шесть баховских сюит для виолончели соло оставались практически не известными до тех пор, пока в 1890 году некий мальчик не купил их в одном из магазинов Барселоны и не выбрал для утренних упражнений — да так и играл потом каждый день перед завтраком до конца своей долгой жизни. Мальчиком этим был Пау Казальс, а успех, выпавший на долю его записи, сделал сюиты широко известными.

Крепко зажмуривавшийся на сцене, Казальс сообщает этой музыке духовное измерение, которого сам композитор, вероятно, в виду не имел. В разгар гражданской войны в Испании он играл этот цикл перед рабочими и солдатами-республиканцами. Казальс говорил, что счастливейшим днем его жизни был тот, в который он исполнил сюиту ми-бемоль перед аудиторией из 8000 человек. Когда Республика пала, он обратил сюиты в скорбный плач и укор, отказываясь ступать на родную землю, пока она находится под правлением фашистов.

Сюиты ре-диез и до мажор он записал в Лондоне во время войны в Испании, четыре других — в Париже, когда все уже было потеряно. На этой стадии его интерпретации отличались живостью и простотой, хоть Казальс и украсил их чрезвычайно субъективным вибрато, которое он называл «выразительной интонацией». Это свобода отнюдь не только метафорична. В сюите соль мажор Казальс извлекает симметричные пассажи Алеманды из барочной упаковки и наделяет их энергичной, бесконечно гибкой современностью. Таким был метод, позволявший Казальсу заставлять старую музыку звучать с актуальной новизной, и на протяжении всего цикла он подводит исполнителя очень редко. Сарабанда из сюиты до мажор движется в ритме столь замедленном, что невозможно представить кого бы то ни было танцующим под нее, однако ее уравновешивает пара Бурре, которые кажутся просто выпрыгивающими из динамиков; заключительная же Джига задумчиво уходит в себя, обращаясь в финальный танец оставшегося наедине со своими мыслями человека.
Казальс может порой казаться тяжеловесным в сравнении с такими его оставившими полные элегантности записи преемниками, как французы Пьер Фурнье, Поль Тортелье и Морис Жандрон, однако он наделяет эту утилитарную музыку величием, достоинством и, прежде всего, надеждой. Это в такой же мере изложение принципов исполнительства, в какой и программа ожидающего виолончель будущего.

Норман Лебрехт, «Маэстро, шедевры и безумие»


Johann Sebastian Bach — Cello Suites Nos. 1-6 BWV 1007-1012 (Pablo Casals, 1929-39).
Disc 1

01-06. Suite No. 1 in G major, BWV 1007 
07-12. Suite No. 2 in D minor, BWV 1008 rec.1938
13-18. Suite No. 3 in C major, BWV 1009 rec.1936
19-24. Suite No. 4 in E flat major, BWV 1010 rec.1936
 
Disc 2

01-06. Suite No. 5 in C minor, BWV 1011 rec.1939
07-12. Suite No. 6 in D major, BWV 1012 rec.1938 

13. Adagio from Toccata, Adagio and Fugue in A minor, BWV 564 (arr. Siloti) rec.1927
14. Musette (Gavottes I and II) from English Suite No. 6 in D major, BWV 811 (arr. Pollain) rec.1929
15. Komm, Susser Tod, BWV 478 (arr. Silotti) rec.1939
16. Andante from Sonata No. 2 for unaccompanied violin, BWV 1003 (arr. Siloti) rec.1939
17. Air from Overture (Suite) No. 3 in D major, BWV 1068 rec.1930






Johann Sebastian Bach — Cello Suites Nos. 1-6 BWV 1007-1012 (Janes Starker, 1997).
CD 1

01 - No.1 in G, BWV 1007 - I. Prelude
02 - No.1 in G, BWV 1007 - II. Allemande
03 - No.1 in G, BWV 1007 - III. Courante
04 - No.1 in G, BWV 1007 - IV. Sarabande
05 - No.1 in G, BWV 1007 - V. Menuet I & II
06 - No.1 in G, BWV 1007 - VI. Gigue
07 - No.3 in C, BWV 1009 - I. Prelude
08 - No.3 in C, BWV 1009 - II. Allemande
09 - No.3 in C, BWV 1009 - III. Courante
10 - No.3 in C, BWV 1009 - IV. Sarabande
11 - No.3 in C, BWV 1009 - V. Bourree I & II
12 - No.3 in C, BWV 1009 - VI. Gigue
13 - No.5 in C minor, BWV 1011 - I. Prelude
14 - No.5 in C minor, BWV 1011 - II. Allemande
15 - No.5 in C minor, BWV 1011 - III. Courante
16 - No.5 in C minor, BWV 1011 - IV. Sarabande
17 - No.5 in C minor, BWV 1011 - V. Gavotte I & II 
18 - No.5 in C minor, BWV 1011 - VI. Gigue

CD 2

01 - No.2 (D Minor, BWV 1008) - I. Prelude
02 - No.2 (D Minor, BWV 1008) - II. Allemande
03 - No.2 (D Minor, BWV 1008) - III. Courante
04 - No.2 (D Minor, BWV 1008) - IV. Sarabande
05 - No.2 (D Minor, BWV 1008) - V. Menuet I&II
06 - No.2 (D Minor, BWV 1008) - VI. Gigue
07 - No.4 (E-flat Major, BWV 1010) - I. Prelude
08 - No.4 (E-flat Major, BWV 1010) - II. Allemande
09 - No.4 (E-flat Major, BWV 1010) - III. Courante
10 - No.4 (E-flat Major, BWV 1010) - IV. Sarabande
11 - No.4 (E-flat Major, BWV 1010) - V. Bourree I&II
12 - No.4 (E-flat Major, BWV 1010) - VI. Gigue
13 - No.6 (D Major, BWV 1012) - I. Prelude
14 - No.6 (D Major, BWV 1012) - II. Allemande
15 - No.6 (D Major, BWV 1012) - III. Courante
16 - No.6 (D Major, BWV 1012) - IV. Sarabande
17 - No.6 (D Major, BWV 1012) - V. Gavotte I&II
18 - No.6 (D Major, BWV 1012) - VI. Gigue




Комментариев нет: