среда, 23 марта 2011 г.

«Искусство пения — Золтые голоса: I. Эпоха кино;
II. Эра телевидения» (Д. Старрек, 1996).

«История вокального искусства – эволюция, которую можно сравнить с зажженным факелом, передающимся от одного исполнителя другому. Этот процесс вне времени. Пение вечно!» – рассказывает в первом фильме «Искусство пения. Эпоха кино» французский тенор Роберто Аланья.
Пока американский изобретатель Томас Эдисон мечтал о том дне, когда он сможет донести голоса и изображение великих оперных певцов в дома простых людей, а проблема синхронизации звука и картинки оставалась нерешенной, киномагнаты, интересовавшиеся оперой, привлекали звезд на съемочную площадку. «Язык немого кино тогда мало отличался от оперного, использующего многочисленные жесты и преувеличенные эффекты». Театральное представление с солистами и оркестром сделало оперные немые фильмы настоящими произведениями искусства, очень популярными у публики. Например, американская певица Джеральдина Фаррар, звонкое сопрано и яркая внешность которой сделали ее оперной звездой начала 1века, снялась в нескольких картинах, в том числе и в немой «Кармен» (1915). Фильм имел такой оглушительный успех, что продюсеры решили снять в кино и давнего партнера Фаррар по сцене Энрико Карузо. Самый высокооплачиваемый тенор своего времени снялся в двух немых картинах. Правда, одна из них – «Мой итальянский кузен» – провалилась в прокате, а вторая так и не увидела свет, но не по вине Карузо. «Он был вокалистом с драматическим талантом. Необычайно музыкален, с бархатным голосом как у виолончели или саксофона», – говорит Роберто Аланья.
Благодаря работам американского изобретателя Ли де Фореста голоса, наконец, могли совпасть с изображениями актеров, даже если певцы только имитировали пение, открывая рот под фонограмму.
Одним из теноров, сделавшим яркую карьеру в кинематографе, был лиричный и обольстительный Тито Скипа. «Слова должны падать с ваших губ в тот момент, когда их выталкивает дыхание,» – часто повторял итальянский певец во время съемок. Хотя тенорам доставалась львиная доля внимания кинематографа, время от времени камеры обращались в сторону баритонов, один из них - Джузеппе Де Лука. О нем говорили: «Его отличительная черта – невероятное легато. В наши дни это общая проблема среди певцов».
С началом в США Великой депрессии гонорары оперных певцов были урезаны. Спасательным кругом оказалась для многих работа в Голливуде. Так в 1936 году американское сопрано Роза Понсель, которую многие считали лучшим сопрано всех времен, была приглашена на пробы в "Метро-Голдуин-Майер". Знаменитая дива Метрополитен Опера Риза Стивенс вспоминает: «Сниматься в кино было непривычно. Мне было важно чувствовать публику. На площадке не было зала и людей в нем. Мне не хватало этого…».
Рассказ о киноработах Беньямино Джильи, Мэри Гарден, Федора Шаляпина, Лили Понс дополняют фрагменты из опер «Сельская честь», «Зигфрид», «Пелеас и Мелизанда», «Таис», «Кармен», «Паяцы», «Богема» это первая серия фильма, «Эпоха кино».
Во второй фильм, «Искусство пения. Эра телевидения» вошли уникальные фрагменты выступлений Юсси Бьёрлинга, Ренаты Тебальди, Бориса Христова, Фрица Вундерлиха, Джона Викерса, Альфредо Крауса. В программе также принимают участие оперные певцы Магда Оливеро и Томас Хэмпсон.
В конце Второй мировой войны роман камеры с миром оперы продолжился на маленьком экране. Черно-белое телевидение привело новое поколение невероятно талантливых певцов в дома зрителей. Телевизионных продюсеров привлекало неотразимое обаяние оперы, но первые показы выглядели на экране немного странными. Режиссер Кирк Браунинг вспоминает: «Актеры пели только перед объективом телевизионной камеры. В то время камеры были чудовищно огромными аппаратами, а исполнителей слепили гигантские осветительные приборы».
Вскоре из нового поколения певцов выделились те, кто мог успешно выступать перед камерами. Одной из самых популярных звезд телевидения была Джоан Сазерленд, сопрано из Австралии. Зрители знали, что когда она на сцене, зрелище будет эффектным.
Великолепный голос Леонтины Прайс сделал ее лучшей Аидой своего времени и первой темнокожей дивой на международном оперном Олимпе. «Техника, уверенность, цельность и честность в работе Леонтины делали ее подходящей актрисой для радио и телевидения», – рассказывает Кирк Браунинг.
Телевидение сотрудничало с оперным искусством не только в Америке. На экране появились два выдающихся итальянских тенора – Джузеппе ди Стефано и Франко Корелли, которого журналисты называли принцем теноров. Частой партнершей Ди Стефано на сцене и в записях была Мария Каллас, чья звезда блистала особенно ярко. (По материалам телеканала "Культура")



Комментариев нет: